headline_namaste

 

famous_yoga_theacher

 

 

IIswenson

 

 

 

 

 

IIpattabhi_jois_in_new-york

 

 

 

 

 

IIreinhard gammenthaler

 

 

 

 

 

freeman

 

 

 

 

 

williams

 

 

 

 

 

lino_miele

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дэвид Свенсон

David Swenson






IIIIIIIIII
Жаркий Июль 2010 – Дэвид Свенсон в Москве.

IIIIIIIIIIIIIЭто были незабываемые семь дней. Московский семинар был тичерз-тренингом, шел сswenson_moscow_firstпонедельника по воскресенье и представлял собой веселую смесь практических инструкций, энергичного воодушевления, упражнений с партнером, живого общения, и конечно, изрядного количества йогического юмора.

IIIIIIIIIIIIIС самого начала поразило, как Дэвид выкладывается на занятиях, ему удалось сделать семинар очень насыщенным и по-человечески теплым. Интенсивная информация
и нагрузки сменялись смехом
и шутками.

IIIIIIIIIIIIIДэвид начал практиковать йогу со своим братом, в возрасте 13 лет. С аштангой его познакомил в 1973 году Дэвид Вильямс, а в 1975 он впервые учился у Паттабхи Джойса, когда тот приехал в Штаты. Дэвид побывал в Исследовательском центре Аштанги в Майсоре бесчисленное количество раз, он очень хорошо знал Паттабхи Джойса и его семью. Можно сказать, что Дэвид один из тех людей, кто стоит у истоков Аштанга Йоги. После недели рассказов Дэвида ­– Паттабхи Джойс, его семья и многие американские йоги, просто стали родными людьми. Да и вся йога стала восприниматься как-то иначе

IIIIIIIIIIIIIДалее один из рассказов Дэвида….

 



IIIIIIIIIIIIIВ то время мы всей семьей жили в Техасе. Мой старший брат Даг часто бывал в Калифорнии и очень увлекался серфингом. И после серфинга Даг часто видел, как парни занимаются йогой на пляже. Постепенно его очень заинтересовали идеи йоги. Йога, здоровое питание и тому подобное.
И он вернулся в Техас со всеми этими идеями о йоге, здоровом питании и так далее. И конечно, так как он был моим старшим братом, мне захотелось стать таким же, как он. Я постепенно начал заниматься йогой, отрастил длинные волосы.

doug_swenson
Doug Swenson

IIIIIIIIIIIIIТогда еще никаких йога студий не было. Не было одежды для йоги, не было ковриков, была только йога. Если повезет - можно было найти книгу по йоге. Сначала мы нашли книгу Джеса Стерна. Она называлась "Йога - молодость и реинкарнация". Потом мы нашли книгу  Ричарда Хитлмена - "Йога за 21 день". Затем появилась книга Сачитананды "Интегральная йога".
И в конце концов мы нашли книгу Б.К.С. Айенгара.

IIIIIIIIIIIIIУ нас не было никакого помещения, поэтому  мы практиковали на улице под деревьями. Обычно мы практиковали в кимоно для карате или
в плавках. Мы приходили в парк расстилали полотенца и начинали заниматься. Не забывайте - это в Техасе. И однажды мы с братом занимались в парке, когда приехала полиция. Полицейские вышли из машин с пистолетами, и спросили, что мы делаем. Мы дышим, тянемся - пожалуйста, не стреляйте. Они сказали, что позвонили соседи и сообщили, что какие-то хиппи занимаются поклонением дьяволу. Соседи никак не могли  понять: почему мы с длинными волосами под деревьями делаем какие-то странные вещи и поэтому вызвали полицию. Но нам было все равно, мы продолжали заниматься.

IIIIIIIIIIIIIЗатем я пошел в школу. В Америке, когда вам исполняется 13 лет, вы идете в старшую школу и учитесь там четыре года. Я пошел в школу и отрастил длинные волосы. В школе мне сказали, что по правилам, мальчикам нельзя ходить с длинными волосами. Это была не частная школа, где порядки не такие строгие, это была самая обычная школа.  И администраторы школы были  очень консервативными людьми. Мой отец - адвокат. В то время он работал адвокатом защиты. Так как я категорически не хотел обрезать волосы, мой отец вынужден был пойти в администрацию школы. В кабинете директора он начал свою речь: "Насколько я знаю, у Иисуса были длинные волосы, у Моисея были длинные волосы, у Эйнштейна были длинные волосы и отцы-основатели Америки тоже были с длинными волосами, и поэтому я не считаю, что мой сын находится в плохой компании. Я не стану  заставлять его обрезать волосы!"

IIIIIIIIIIIIIКак вы думаете, какие были варианты выхода из данной ситуации? Шапка? Нет! Парик с короткими волосами. Я носил его около трех лет. Шесть человек из нашей школы носили парики с короткими волосами. Обычно я носил парик в заднем кармане брюк. Как только я встречал директора, быстро надевал парик, при этом сзади из под парика торчали длинные волосы.
Итак, я стал вегетарианцем, начал практиковать йогу, отрастил длинные волосы. Люди ко мне относились по-разному. Как-то один из моих преподавателей посмотрел на меня и  сказал: "Мальчик! Ты похож на неплохого парня, но я слышал ты коммунист?" Я так и не понял тогда, какое отношение имеет вегетарианство к мировому коммунизму.

IIIIIIIIIIIIIСтаршая школа обычно занимает четыре года, но через три года я понял, что не могу больше ходить с этим париком, и я просто стал с ума сходить от всего этого. Вообще то я очень люблю своих родителей, но школу я больше выдерживать не мог. Тогда я написал им письмо: "Дорогие мама и папа, я вас очень люблю, но еще года в этой ненормальной школе я не выдержу, поэтому я уезжаю из дома".

 

 

swenson_mayurasana
David - Mayurasana


IIIIIIIIIIIIIМне было 16 лет, и я уехал. Это Америка, здесь Техас, а здесь Калифорния. (Америка большая страна – от Техаса до Калифорнии почти 1500 миль). Я проехал расстояние 1500 миль от Техаса до Калифорнии. Мои родители очень расстроились, но в конце концов они подумали: Мы растили своих детей для того, чтобы они были независимыми и свободомыслящими людьми. Мы не будем тебя заставлять вернуться домой, но ты должен согласиться на наши условия: ты должен окончить школу и ты должен сам себя обеспечивать, мы не будем отправлять тебе деньги.
Я уже работал и сам себя обеспечивал, так что это была не проблема. Оставалось только найти подходящую школу. Я согласился с этими условиями и отправился на поиски школы. В школе на меня посмотрели и сказали: "Тебе всего же шестнадцать!". Когда тебе 16 лет, и ты хочешь в Америке поступить в школу, необходим опекун, который несет за тебя ответственность.   Тогда я сказал: "Хорошо, нет проблем". Но на самом  деле - это была проблема. Я не знал никого, кто бы мог за меня поручиться.

IIIIIIIIIIIIIВ  то время друзей у меня было мало, я жил один в очень дешевой квартирке. И единственное, что мне пришло в голову, обратится за помощью к хозяину этой квартиры. Ему было 22 года. Он был серфером, и его звали ­ Рудди Альварес из Мексики. И когда я пришел к нему с этой проблемой, он сказал «ОК, я подпишу бумаги». Он все подписал, и я поступил в школу.

IIIIIIIIIIIIIВ такой школе я никогда не учился. У нас было занятие, которое называлось "Серфинг". Wow, It’s Great! У нас так же были занятия по музыке, рисованию. Если я сильно увлекался серфингом и пропускал, какие-то дни в школе, администрация школы звонила моему законному опекуну – Рудди Альваресу – и спрашивала, все ли с Дэвидом хорошо. Рудди обычно отвечал: "Он болен! Нет, нет, он по настоящему болен, и настолько болен, что возможно умрет!" 


 

williams_teaching
David Williams

IIIIIIIIIIIIIКак-то один из моих друзей пригласил меня на занятия по йоге. Занятия были рано утром. Проходили они в старой церкви.
Я поднялся по  деревянной лестнице, открыл дверь, посмотрел внутрь, и мне показалось, что стены дышат. Люди занимались йогой – так как я не когда не видел. Люди двигались и очень громко дышали – это был класс аштанга йоги – я никогда прежде не видел, как люди занимаются аштанга йогой. В комнате не было никакого отопления. В комнату проникал только солнечный утренний свет из окна. Я увидел людей в собаке мордой вниз – от их тел поднимался пар. Wow!!! Все преподаватели были хиппи. Один из них подошел ко мне. Он был из Северной Каролины – у них очень смешной северный акцент – они очень много времени уделяют гласным. Мааай нэээйм ииз Дааавиид!IЭто были Дэвид Вильямс и Нэнси Гилгоф.
gilgoff_teaching
Nancy Gilgoff

IIIIIIIIIIIIIДэвид Вильямс был один из первых американцев, который освоил аштангу йогу. Дэвид Вильямс впервые поехал в Индию в 1970 году, он путешествовал по всей Индии и останавливался в Ашрамах. Однажды он увидел как сын Паттабхи Джойса – Манджу – показывал аштангу йогу, в одном из ашрамов и его это очень поразило. И тогда Дэвид Вильямс стал ездить в Майсор и учится у Паттабхи Джойса, а в Калифорнии преподавать.
IIIIIIIIIIIIIВ первый день он научил меня только Сурья Намаскар А, Сурья Намаскар В и заключительной серии. Я очень устал, разогрелся и когда лег на спину в Шавасану увидел, что от меня тоже поднимается пар. Wow! Со мной происходило что-то особенное.

IIIIIIIIIIIIIЭто были очень веселые люди. В это время йогой занимались только хиппи, и с ними было очень интересно. Именно тогда (в 1975 году) Дэвид и Нэнси впервые привезли в Америку Паттабхи Джойса. Дэвид и Нэнси нас готовили, говорили, что приедет очень важный учитель, говорили, что к нему надо относится с уважением. Паттабхи Джойс приехал со своим сыном – Манджу. Паттабхи Джойсу было около 60-ти лет, Манджу около 30-ти.  Паттабхи Джойс очень мало говорил по-английски. Когда он приехал и стал представлять своего сына, он сказал: "Это мой сын, Свамиджи". Манджу, посмотрел на отца, и на абсолютно понятном английском языке сказал: "Я - не Свамиджи. Меня зовут Манджу. Мы приехали сюда, чтобы сломать вам спины". Он был маленький, как Микки Маус, но очень сильный - он мог пройти целый пролет по лестнице на руках. Они пробыли в Америке 4 месяца, и все это время  вели занятия для нас. Мы понятия не имели, что мы такое делаем, но нам очень нравилось. И Паттабхи Джойсу нравилось, потому что ученики были очень молодые и энергичные. В Индии в то время, да и сейчас, йогой особо никто не хочет заниматься. Индусы хотят быть инженерами, врачами, адвокатами, а мы просто хотели быть йогами. И ему показалось, что это здорово.

 


jois_hippi_circus
По часовой стрелке, начиная с П. Джойса:
Паттабхи Джойс, Нэнси Гилгоф, Брэд Рэмси, Пол Данавэй, Салли Уокер,
Дэвид Свенсон и Дэвид Вильямс.
Энсинитас, Калифорния 1975



IIIIIIIIIIIIIИтак, Паттабхи Джойс остался на несколько месяцев и за это время произошло несколько интересных вещей. Это довольно сложно объяснить потому, что некоторые события носят сугубо Американский характер. Тот штат Америки, где мы находились – Калифорния – расположен очень близко к Мексике.
И очень много людей из Мексики приезжают в Америку и там остаются. Многие приезжают нелегально. События происходили в 1974 году, и в то время полиция считала, что любой человек, с бронзовой загорелой кожей – нелегал из Мексики. Однажды мы ехали домой с занятия по йоге. Мы выглядели как типичные хиппи.
На машинах у нас были доски для серфинга, сами машины были довольно старые, а на заднем сидении сидел Паттабхи  Джойс. Неожиданно появилась полиция и попросила нас притормозить. Они заглянули, увидели человека с очень смуглой кожей и вежливо спросили: "Вы нелегально из Мексики сюда приехали?" Паттабхи Джойс сказал: "Да, да, Мексика!" Мы пытались объяснить, что он не из Мексики, но Паттабхи Джойс все время твердил "Yes, Yes, Mexico". И так продолжалось несколько минут. В тот раз нам повезло. Полиция поняла, что мягко говоря мы недостаточно организованы для того, чтобы кого либо нелегально протащить в Америку и они нас отпустили.

IIIIIIIIIIIIIПотом Паттабхи Джойс вернулся назад в Индию, а его сын Манджу остался в Америке. Манджу решил, что в Индию он возвращаться не хочет. И тогда одна из студенток согласилась выйти замуж за Манджу, чтобы он легально смог остаться в Америке. А Паттабхи Джойсу пришлось ехать домой, и объяснять жене, почему их сын остался в Америке.  Я думаю, что его жена не очень обрадовалась новости.




IIIIIIIIIIIIIТак случилось, что после отъезда Паттабхи Джойса, я снова вернулся в Техас. Через некоторое время мне позвонил Дэвид Вильямс из Гавайев, и спросил, не хочу ли вести уроки вместо него. Дэвид снова собирался уехать в Индию. Был 1976 год. И я поехал на Гавайи, чтобы преподавать вместо него.
IIIIIIIIIIIIIМы занимались йогой в парке. Обычно я вел занятия не за фиксированную плату, а за какие либо пожертвования. И перед отъездом Дэвид объяснил мне, что с этими пожертвованиями дела не очень хороши. Приходили всякие хиппи, денег у них  не было. Обычно он ставил ведерко для пожертвований. И вот я веду занятие для множества студентов и потом заглядываю в ведерко и вижу: один манго, один банан и половину косяка. Мне очень нужны были деньги, но оставляли только это.
И затем один парень попросил меня вести занятия у него. Там не было зала для йоги. Тогда мы построили зал для йоги. Денег не было. Мы построили зал для йоги, но вместо пола была грязь. Потом сверху появился ковер. На Гавайях множество отелей, и когда там происходят ремонты, они обычно выбрасывают старые ковры. И тогда мы подумали - отлично - вот пол для нашей йога студии. От этих же ковров, мы отрезали куски и делали из них коврики для йоги. Позже мы построили зал для йоги, у которого было восемь стен. Четыре стены были сделаны из дерева, и около них можно было практиковать стойки на руках. Оставшиеся четыре стены представляли из себя противомоскитную сетку. Посередине зала мы посадили дерево, которое должно было служить центральной колонной для нашей крыши, но самой крыши пока не было и денег тоже не было.

3_yogis
Гавайи: Дэнни Парадайс (учитель Стинга и Мадонны),
Дэвид Вильямс и Дэвид Свенсон

IIIIIIIIIIIIIТогда мы начали думать, что же можно сделать вместо крыши. Мы взяли полиэтилен и при помощи степлера сделали из него крышу. Крыша была прозрачная - и это в городе на Гавайях под названием "Лахайна" - гавайское слово, которое означает "Место с безжалостным солнцем". В результате наша йога студия получил название: "Вечное Солнце". Если туда не придти очень, очень рано, от жары там можно было сойти с ума. Когда сейчас, мне жалуются, что жарко на занятиях, я понимаю – что это совсем не жарко, а в каком-то смысле даже прохладно. Ну и представьте себе – пол из грязи, а сверху ковер – и каждый раз, когда все в зале делали отбросы, образовывались огромные ямы. Каждый день приходилось сворачивать ковер, засыпать образовавшиеся ямы и снова раскатывать ковер.

IIIIIIIIIIIIIК тому времени когда Дэвид уехал в Индию, я уже освоил 3-й и 4-й уровни Аштанги (В Америке обычно они называются Advanced A&B). Дэвид Вильямс имел привычку опрашивать людей, которые первый раз приходили к нему на занятия. Обычно люди приходили, говорили, что хотят заниматься. Он говорил: "Нет, не хотите". Человек утверждал, что он хочет заниматься. Вильямс говорил: "Нет, это не для всех. Это очень сложно. Я хочу чтобы вы хорошо подумали об этом, перед тем, как начнете заниматься. Если вы начнете заниматься йогой, у вас вся жизнь может пойти наперекосяк. Потому что если вы начнете заниматься йогой вам станет хорошо. И тогда, если ваша жена или человек с которым вы живете не будет заниматься йогой, но йога станет очень важной для вас, йога сможет разрушить ваши отношения. И скорее всего, когда вы начнете заниматься йогой вы бросите работу, поедете в Майсор, поэтому хорошенько подумайте!" К концу этой речи народ давал ему деньги и говорил: "Точно хотим заниматься". Наверное, для  раскрутки йога студии следует повесить табличку: "Йогой вам заниматься нельзя".
IIIIIIIIIIIIIНу вообщем, Дэвид Вильямс уехал в Индию, а я остался за старшего. Однажды ко мне пришел ученик. Он сказал, что ему очень нравятся занятия. "Вообще денег у меня нет, но я бы очень хотел продолжать заниматься" - добавил парень. И я сказал: "Конечно, нет проблем, приходи на занятия". Наверное, по жаркому гавайскому воздуху информация распространилась особо быстро - через две недели платить перестали все. Людей на занятиях становилось все больше и больше, а денег было ноль. Я тогда решил, что мне нужно найти работу, потому что финансовые дела пошли совсем плохо. И я начал искать работу.
IIIIIIIIIIIIIДолжен сказать вам, что Гавайи такое место, где в принципе не принято работать. После долгих попыток, я нашел парня, у которого был магазин здорового питания. Магазин назывался: "Мистер Правильная Пища". Сам парень был не совсем правильным - он был законченным наркоманом. Он сказал мне, что у него были проблемы с законом в Нью-Йорке. Ему срочно надо было начать делать что-то законное, и поэтому он открыл этот магазин здорового питания. Я пошел к нему узнать есть ли работа, и получил самое короткое интервью для приема на работу: "Как тебя зовут, парень?" Я сказал: "Дэвид". И был сразу принят на работу. Я очень удивился, почему меня приняли на работу сразу после того, как я назвал свое имя. Да здесь всех зовут как-то "Дитя Звезд" или "Огненный Дождь". Вообщем директор магазина решил, если меня зовут "Дэвид", а не как-то по другому, может я хотя бы на работу ходить буду.
IIIIIIIIIIIIIЯ начал работать, зарабатывать деньги. Немного конечно, но на жизнь хватало. Затем Дэвид и Нэнси вернулись. И я решил, когда они вернуться я поеду в Майсор. Но денег то у меня не было.
Я одолжил деньги у одного человека. Когда Дэвид и Нэнси вернулись, я объяснил им, что хорошая новость заключается в том, что людей на занятия ходит много, плохая новость в том, что денег не платит никто. Дэвид и Нэнси сказали: "Ладно, без разницы", и на следующий день все снова начали платить деньги. Позже я понял, что люди говорили, что на йогу денег нет, а на самом деле ходили на всякие рок концерты и вообще не в чем себе не отказывали.




shala_stairs
На лестнице, перед занятием, 5 часов утра
(Конечно это фото сделано несколько позже)



IIIIIIIIIIIIIБыл 1977 год и я уехал в Майсор. Когда я прибыл туда, у Паттабхи Джойса помимо меня было всего двое учеников. Паттабхи Джойсу было 60 и он был похож на тинэйджера. Он был полон энергии, но нас было только трое... И он учил нас, как будто нас было двадцать. Он каждый день давал нам по три, четыре или пять новых асан. Однажды он решил, что один раз в день заниматься не достаточно, и мы стали заниматься два раза в день. Потом мы начали делать 1 и 2 уровни утром и 1, 3 и 4 уровни вечером. И мы делали все это. Мы приходили домой, ели, спали, а потом снова шли на занятие. Потом он добавил час пранаямы. Потом он начал учить нас шаткармам.
IIIIIIIIIIIIIОн показывал только две – наули и нетти. Традиционно в нетти сплетаются три веревочки из хлопка, кончики обмакивается в воск и после этого шнурок вставляется в нос и вытаскивается изо рта. Вообще дело это не веселое. Иногда применялись резиновые трубки с восковыми концами. Когда дело доходило до воскового окончания, казалось, что в носу велосипедная цепь.

IIIIIIIIIIIIIОднажды мы сказали Гуруджи – хотим делать по всем правилам – резиновой трубкой. Тогда он велел нам найти трубку от велосипедного насоса. Он отправил нас в велосипедный магазин, и мы там купили трубки для велосипедных насосов. Они были очень грязные. В течение трех дней мы кипятили трубки от этих насосов. После чего Гуруджи сам делал нам нетти.

shala_jois
Гуруджи правит

IIIIIIIIIIIIIМы очень любили Гуруджи и позволяли делать с нами что угодно. Мы были как подопытные собаки. В старой йога Шале была небольшая раковина у самых ступенек. Мы становились у раковины, он вставлял нам трубку в нос и проталкивал ее до самого горла, потом аккуратно доставал ее изо рта двумя пальцами и стоя с трубкой в руках, грозным голосом говорил: "Next!". Ему пытались объяснить, что каждому нужна индивидуальная трубка, но он не слушал. И очень странные вещи случались, когда он это делал. Однажды он засовывал трубку в нос, он засовывал ее все больше и больше... но она так и не вышла. Тогда Гуруджи сказал: "Что-то здесь не так" – и достал трубку. Со второй попытки так же не вышло, и только с третьей попытки трубка вылезла изо рта.

IIIIIIIIIIIIIТак продолжалось четыре месяца. И к тому моменту, как настало время  уезжать, я изучил все асаны и все пранаямы. Перед тем, как вернуться в Америку, я поехал  немного отдохнуть на Шри Ланку. На Шри Ланке я поселился в самой дешевой комнате, которую мог найти. Я познакомился с серфером, он дал мне свою доску и я начал заниматься серфингом. Но все как-то не ладилось: я  порезал ногу о коралловый риф, и началось очень сильное воспаление. Место, в котором я жил было реально дешевым: сначала меня укусил клещ, потом у меня началась дизентерия. Терпение у меня лопнуло – я сел в самолет и полетел домой. И вот таким чудовищем я приехал в Америку.

 

            Я вернулся домой в Техас. И очень сильно запутался. Интересно, что все это значит в моей жизни? Я жил на Гавайях и в Индии, занимался йогой и учил йоге других. Как-то, постепенно радость от возвращения домой, отравлялась проблемами: во-первых, мне нужно было найти работу, но самое главное, я вообще не знал: Что мне делать дальше?
            Я уехал на ферму и начал ухаживать за лошадьми, однако великое множество вопросов постоянно роилось в моей голове. Однажды я не выдержал сел за стол и написал письмо: "Дорогой Гуруджи, мы только асанами и пранаямой занимались, а где же Самадхи? И вот еще парочка вопросов: "Кто такой Господь, кто я такой и вообще, зачем я на этой планете?" И отправил ему это письмо. Он мне не ответил никогда. Тогда я немного расстроился и понял, что все ответы мне придется искать самому.
            Итак, я начал этот поиск. Начал изучать гадание по руке, астрологию. Я постился. Однажды в течение 40 дней я не ел ничего, кроме винограда и пил только виноградный сок. Я занимался медитацией, читал книги по философии. Когда я перестал есть и виноград тоже, почувствовал, что немного проголодался. И я пошел в храм Кришны.
            Я пошел туда, потому что там выдавали бесплатную еду. И еще у меня был целый ворох вопросов. И там ответили на все вопросы и подтвердили свои ответы, всякими там письменами и древними текстами. И тогда я подумал: "Да, надо попробовать". Я побрился наголо, оставил хвостик и стал жить как монах. Полное воздержание.  Два часа в день: "Харе Кришна-Кришна-Кришна..." нужно 16 раз пройти по кругу: "Харе Кришна-Кришна-Кришна...""Харе Кришна-Кришна-Кришна..."
            Они сказали мне, что эти мои йога асаны, являются иллюзией - маей. Еще они мне сказали, что эти асаны привяжут меня к материальному миру. От меня требовали, чтобы я отказался от всего и заняться Бхакти Йогой. И я сказал: "ОК", и начал делать то, что они говорили. Я начал путешествовать по всему миру, открывать центры Харе Кришны, стал монахом. Постепенно я понял, что у них реально большой бизнес по всему миру. Нам необходимо было  зарабатывать как можно больше денег,  но нельзя, что бы люди знали, что мы Кришнаиты.  Как вы думаете, что мне пришлось делать? Носить парик! Я никак не мог понять, почему люди так ко мне прицепились с этим париком?

 

            Один день я запомнил очень хорошо. Я вышел на улицу в своих кришнаитских одеждах, со своей косичкой и ко мне подошла моя мама. Она сказала, что никто у меня книжек не купит, и поэтому купила у меня книгу сама. Я вернулся в храм, и на меня там накричали, потому, что я не достаточно денег принес в этот день. Тут я понял, что что-то здесь не так. Некоторые люди в храме кажутся достаточно духовными, некоторые определенно духовностью не страдают. Некоторые милые, некоторые злые, некоторые скромные, некоторые эгоистичные. Но что бы я в жизни не делал, только мои родители дарили мне безусловную любовь. Мои родители не какие молитвы не читали, они не носили специальную одежду, но они дарили мне они любили меня. И когда я посчитал соотношение духовных людей в храме и духовных людей, которые живут обычной жизнью, я ушел из этого кришнаитского центра.

            Боже, я потратил на это 5 лет! Я ушел из этого центра, и у меня не было совсем денег, потому что все деньги, которые я зарабатывал, хранились в центре. Я понял, что мне надо опять искать работу. И я понял, что опять не знаю, что мне дальше делать в жизни. Неожиданно я подумал: "Нет, Дэвид, ты знаешь, что делать - ты закончил кришнаитскую школу бизнеса. Они научили тебя продавать. Подумай об этом, Дэвид! Если ты смог продать Бхагавад Гиту ковбою в Техасе, ты сможешь продать, что угодно и кому угодно".
            И я открыл картинную галерею. Я подумал, что это намного проще, чем продавать "Бхагавад Гиту". И я снова потихоньку начал заниматься йогой. Я ходил в солидных костюмах с портфелем в руке и торговал картинами. Достаточно успешно. Но что-то было не так. Через некоторое время, я понял, что хочу вернуться на Гавайи.

 

 

back_maui
Maui, Hawaii


            Я уехал на Гавайи (Мауи) и нашел там себе работу в картинной галереи. Снова начал ходить на занятия. И снова к Нэнси Гилгоф. А потом произошло чудо: В 1989 году на Гавайи приехал Паттабхи Джойс. Прошло 12 лет с тех пор как я отправил ему свое письмо, и я не видел его в течении этих 12 лет. Нэнси привезла Паттабхи Джойса на семинар. В первый же день она подвела меня к Гуруджи и сказала: "Гуруджи, вот Дэвид пришел". Он сказал: "Так много учеников, не помню". Я подумал, что за 12 лет я сильно изменился, тогда у меня были длинные волосы, да и одевался я по-другому, ну ничего страшного, что он не помнит. И на второй день я стоял и ждал, когда Гуруджи подойдет и поможет с прогибом. Он подходит ставит стопу между моими, захватывает меня за бедра. Я начинаю прогибаться назад, но как только он ко мне прикоснулся, сразу закричал: "Ооо! Дэвид Свенсон!"  И я сделал прогибы, пять раз.  И каждый раз, когда поднимаешься, очень близко лицом к лицу с учителем оказываешься. У него была огромная улыбка, розовые щеки, глаза у него блестели, он посмотрел мне прямо в глаза и запел: "Харе Кришна, Харе Рама..." и я так до сих пор не знаю, получил он то письмо или нет. И это уже не имело значение. Я сделал огромный круг и вернулся к тому месту, с которого начал.

            Это как в книге "Алхимик" Пауло Коэльо. Когда он проделывает огромный путь и возвращается к тому же месту, где нашел сокровище. Тогда я ясно осознал, что все что я искал, находилось прямо передо мной. Я понял, что моими учителями были мои родители, это они меня научили этой безусловной любви. Мой брат привел меня в йогу. Дэвид Вильямс и Нэнси Гилгоф научили меня аштанга йоге и познакомили с Паттабхи Джойсом. А Паттабхи Джойс сказал: "Practice and all is coming!" (Практикуй и все придет.) Я понял, все что я искал находится в практике. Все что мне оставалась - это использовать практику, как инструмент, при помощи, которого, я смогу понять себя.
            Именно тогда я понял, что делает одну практику - духовной, а другую нет. Я понял, что медитации, молитвы, асаны - это просто инструмент. И этот инструмент можно использовать для того, чтобы вспахивать землю и делать землю плодородной. Вот, что делает практика - создает плодородную землю. Если человек делает сложные асаны или постоянно молится - это еще не значит, что он духовный человек. Это просто значит, что внутри у него плодородная почва.
            А вырастит то, что человек посадит в эту землю.  

            Поэтому, чем более интенсивно мы делаем практику, тем более осторожными нам следует быть. Потому что, если вы в эту плодородную землю посадите эго, оно вырастит намного больше, чем у обычного человека. Поэтому духовность на самом деле определяется не практикой. Духовность определяется Концентрацией, Намерением и Действиями практикующего.

            А вывод может быть таким: существует определение йогина и оно звучит так: "Йогин - это человек, который после своего ухода оставляет это место лучше, чем оно было". Никто не говорить, что йогин это человек, который делает определенные практики, сложные асаны. Йогин - это человек, который делает этот мир лучше, просто присутствуя в нем. Все наши действия в этом мире, создают некие импульсы энергии и эти импульсы могут быть либо положительными, либо отрицательными. И каждый из нас может задать себе вопрос: "Делаем ли мы мир лучше, своим присутствием в нем".                                                                                                                                          

В следующий раз, когда я приеду в Москву, я расскажу вам правдивую историю...

THE END

 

  

            Вопрос: Что вы думаете по поводу Бхагавад Гиты?

            Ответ: Классная книжка. Все древние тексты хороши. Проблема в другом: люди часто берут информацию из древних текстов и искажают ее. Я считаю, что есть разница между религиозностью и духовностью. Послание Бхагавад Гиты хорошее. Но я не понимаю, как послание Бхагавад Гиты было связано с тем, что я на улице с бритой головой продавал книжки.

            Как и в любой религии в этой кришнаитской секте, так же существуют духовные люди. И очень часто я слышал, как люди говорят: "Я больше не делаю физическую йогу, я занимаюсь духовной йогой". Я спрашивал: "Чем конкретно ты занимаешься". И мне отвечали: "Молюсь". Но неужели все, кто читают молитвы являются духовными. Кто-то может читать молитвы, кто-то делать отжимания, что бы показать сколько у них физической силы. Но это еще не является свидетельством духовности. Точно так же как люди могут делать асану для того, чтобы приобрести силу, а могут делать асаны, как акт преданности. Мне кажется, Бхагавад Гита – хорошая книга. И мне кажется даже у кришнаитов намеренья изначально были хорошими, но затем что-то пошло не так. Возможно, теперь вы поймете, почему я именно таким образом преподаю йогу. Нужно быть очень осторожным, чтобы не превратить аштангу йогу в религию. Люди любят усиливать свою важность – говоря – Аштанга настоящая йога, а все те кто занимается другой йогой у них все неправильно. На самом деле йога остается йогой. Нравится Аштанга - хорошо, нравится другой стиль тоже – хорошо. Мне кажется, мир йоги был бы лучше, если бы из всех систем, то слово, которое стоит перед словом "йога" убрали бы. Тогда не говорили бы: "Я занимаюсь аштанга йогой, я занимаюсь Айенгар йогой, просто говорили бы – я занимаюсь йогой". И вместо того, чтобы заниматься по одной системе или по другой, вы просто занимаетесь той йогой которая вам нравится. И мне кажется, что людям иногда очень важно чувствовать, что тем чем они занимаются является самой лучшей системой. Я люблю аштанга йогу. Но существует множество систем йоги. И даже аштангу разные преподаватели, преподают по-разному. Не нужно всем быть абсолютно одинаковыми. Но в аштанга йоге существуют некоторые границы, что бы люди знали, что можно делать, а что нельзя. Если вы хоть раз занимались у Паттабхи Джойса, у его сына Манджу, дочери Сарасвати или у его внука Шарата вы приобретали четыре абсолютно разных опыта практики. Независимо от того, кто преподает, все равно система остается той же самой. Очень важно, чтобы мы друг друга уважали и очень нужно помнить, что существуют различные поколения людей.

 

            Вопрос: Есть сведения, что Паттабхи Джойс в свое время изменил в первой серии несколько асан. Наверное, он как хранитель традиции имел на это право. Но есть тенденция, что некоторые преподаватели думают, что они могут так же изменить несколько асан. Считает ли Дэвид, что это не совсем правильно и творчество в йоге должно начинаться чуть позже?

            Ответ: Эти учителя – не Паттабхи Джойс. Вот что я считаю по этому поводу. Я очень долго знал Паттабхи Джойса и те изменения, которые он внес, я могу пересчитать по пальцам одной руки. Не было такого, чтобы 30 лет спустя система выглядела совершенно по-другому. В последовательности были все те же асаны и изменения были очень не значительными. И сам Паттабхи Джойс занимался по этой системе 60 лет. Мне кажется, что если уже через 2 года, человек начинает что-то менять – значит у него недостаточная глубина понимания.
Конечно, человек может делать с йогой, что угодно: объединять первый и второй уровни, делать все наоборот - реально, что хочет. Делайте, что хотите, но называйте тогда систему по-другому, иначе вы сбиваете с толку людей. Когда традиция аштанга йоги поддерживается, тогда приходя на занятие в Москве, в Австралии или в Америке вы попадете на то же самое занятие. Будут какие-то незначительные отличия, но большой разницы не будет. И если вы говорите что преподаете аштангу йогу в традиции Паттабхи Джойса, вам нужно обязательно уважать эту традицию. Если вы хотите что-то изменить в этой йоге – назовите ее любым другим названием – "Vinyasa Yoga", "Flow Yoga" или как ни будь по-другому. Посмотрите на все системы йоги, которые произошли из аштанги. Все что называется "Power Yoga", произошло из аштанги. Вы знаете, кто первым использовал термин "Power Yoga"? Откуда произошло название?
Два человека в Соединенных Штатах Америки, один в Нью-Йорке, другой в Лос-Анджелесе одновременно использовали это название. Первый – Брайан Кест в Калифорнии. Он был практиком аштанга йоги. Брайан получил аштангу йогу от двух людей: сначала его учил отец, затем он занимался у Паттабхи Джойса. Брайан взял основные принципы Аштанга Йоги, слегка изменил последовательность и время фиксации и назвал это "Power Yoga". Берил Бендер Берч из Нью-Йорка училась аштанга йоге сначала у Нормана Аллена, затем у Паттабхи Джойса. Эта женщина написала книгу, но издатель сказал что название "Аштанга Йога" не подойдет нужно название менять – так получилась "Power Yoga".. Но их уже можно уважать за то, что они назвали систему по-другому.

            Можно продолжить список: в Америке есть очень известный преподаватель – ее зовут Шива Рей – она занималась Аштанга йогой. Она немного переделала систему и назвала ее "Vinyasa Flow".  Вы, конечно, слышали о Дживамукти-йоге – Дэвид Лайф и Шерон Геннон – в прошлом известные практики аштанга йоги. Вы слышали про Энн Форест – она на всех фотографиях делает стойки на руках. Изначально она так же практиковала  аштанга йогу, потом она создала систему и назвала ее Форест Йога.

            Мне кажется, что все вышеперечисленные системы йоги не несут ничего плохого. Люди создавшие их меняют что-то в йоге и вместе с этим меняют название и это нормально. Мне кажется, что преподаватели йоги не должны тратить свою энергию и время, на то чтобы плохо отзываться о других системах йоги. Нужно просто быть преданным своей системе, тому, что вы преподаете и если чья-то система хуже просто не нужно ничего говорить об этом. То, что вам кажется плохим, кому-то другому может показаться хорошим. Вы знаете, какая самая популярная система йоги в мире? – Бикрам Йога. В Китае, Гонконге, Сингапуре, Японии, Америке и в Европе. Она даже популярнее чем Айенгар Йога. Согласны вы с этим или нет, многие люди получают от нее пользу. Многие используют Бикрам йогу как фитнес, потому, что в ней нет никаких сложных асан, нет лотосов. Люди потеют, сбрасывают лишний вес. И сам Бикрам - это очень выдающийся человек.

            Вообще иногда очень просто судить других людей. Посмотрите на себя со стороны, и возможно вы увидите, что у вас есть те же самые недостатки. Очень сложно вырывать сорняки в собственном саду. Очень легко видеть проблемы в других, но не решать эти же проблемы в себе.
Я уже говорил о том, что существуют различные поколения аштанги. Сейчас уже можно говорить о трех различных поколениях аштанги, возможно идет уже четвертое поколение. И существует старая школа аштанга йога преподавателей. И вы почувствуете, что у преподавателей старой школы та же философия, тот же взгляд на жизнь, что и у меня. И возникает вопрос: если вы хотите заниматься этим до конца своих дней, тогда зачем вы все так усложняете? Упрощайте! Концентрируйтесь на дыхании, на замках, ну не можете вы сделать сложную асану – ничего страшного.

            Есть молодые учителя, которые говорят, что если вы практикуете аштангу, нужно все делать четко. И в каком то смысле я их понимаю, люди хотят, чтобы практика была очень правильной, контролируемой. Но даже Паттабхи Джойс слегка изменил некоторые вещи за эти годы. Паттабхи Джойс был очень понимающим и любящим человеком. Я знал его очень долгое время, но многие люди проводили больше времени в Майсоре, чем я. Но каждый раз когда я его видел, он начинал просто сиять и улыбаться: "О! Дэвид Свенсон! - Очееень старый ученик!"
Я расскажу вам о самом трогательном поступке, который он совершил по отношению ко мне. В свой 90-й день рождения, он меня пригласил к себе домой, позвал в свою комнату и достал из стенного шкафа красивую шелковую рубашку. Он захотел, что бы я надел на его день рождения эту рубашку. Посмотрел мне в глаза и сказал: "Я хочу, что бы ты меня никогда не забывал. Не забывай меня". Я сказал: "Гуруджи, как я могу вас забыть".

jois&swenson
Не забывай меня

 

            И мне кажется, что в плане йоги у каждого из нас есть своя определенная цель. И изначально было понятно, что Шарат должен стать приемником Паттабхи Джойса. Но Шарат и сам знает, что он не может стать Паттабхи Джойсом, а станет приемником Паттабхи Джойса. Ведь Паттабхи Джойс был только один. Как и один Б.К.С Айенгар. Когда уйдет и Айенгар кто займет его место? Точно таким же человеком для аштанги был Паттабхи Джойс. Но для того, что бы занять его место потребуется тысяча преподавателей. И для того, чтобы понять Паттабхи Джойса, вам нужно посмотреть на мое поколение учителей, потому что мы как частички Паттабхи Джойса.

            На самом деле все это очень интересно, потому что существуют разные поколения учеников, учителей, вообще людей. 
Когда я учил людей аштанга йоге, я всегда прилагал массу усилий чтобы быть чем-то типа Швейцарии. Во всех войнах Швейцария оставалась нейтральной. Для меня всегда было интересно находится с Паттабхи Джойсом, но когда я приезжал в Майсор, я так же ходил заниматься к Сарасвати. Иногда я мог позвонить Манджу и пойти на занятия к нему. Ходил на занятия к Шарату в Майсоре и был на его ретритах в Гоа. Я дружу со всеми, я люблю всю семью. И мне кажется это нормальным, что у различных преподавателей разные идеи, какие-то свои мнения. Мне кажется это правильно, это естественно. Мне кажется система получается более целостной, когда ученики могут думать самостоятельно. Но то что преподают и делают другие учителя – не мое дело. Мой долг - это учить сердцем, уважать моих учителей и стараться жить сохраняя целостность. И говорить то, во что я верю. То что делают другие люди является частью их пути. И я стараюсь уважать всех людей, которых я встречаю на своем пути. Теперь необычное время, потому что Паттабхи Джойс уже не здесь и появляются ученики Шарата. Это похоже  на настоящую семью, а в настоящей семье не всегда дети находят общий язык. Иногда между ними бывают ссоры. Но в конце дня ты понимаешь, что это твоя семья и ты все равно их любишь. В жизни очень важно понять друг друга и йога учит этому. Аштанга Йога – это больше чем человек, больше чем город. Аштанга Йога живет, когда люди практикуют ее, а не говорят о ней. И мне кажется, у преподавателя есть одна основная цель, одна основная роль - это вдохновлять учеников, воодушевлять их к практике. Не нужно влиять на жизни людей, нужно показать им, как пользоваться определенным инструментом и как при помощи этого инструмента можно изменить свою жизнь.

            Я вам скажу кое-что, что сказал мне Дэвид Вильямс. Вы наверно видели DVD диск, который называется Advanced A&B и в начале этого диска есть небольшое интервью,  и я спрашиваю в этом интервью его: "Дэвид, как ты пришел в Йогу?" Он говорит: "Когда я был молодым, я слышал про йогов в Индии, которые с возрастом становятся мудрее. Я посмотрел вокруг себя в Америке и не нашел человека, который с возрастом стал бы мудрее. Я нашел только тех, которые с возрастом становились больнее. Тогда я поехал в Индию и как ищейка начал искать самую лучшую, самую классическую систему йоги, которая только существует на земле. Когда я нашел аштанга йогу, я понял - это то, что я искал. Я решил практиковать эту йогу в течение 50 или 60 лет и посмотреть, какой будет эффект. И действительно – йоге нужно уделять десятилетия. Мы одни из первых за пределами Индии, которые начали этим заниматься. И нужно дать какое то время, что бы понять: развиваются ли наши личности, растем ли мы. В конце жизни, возможно, я оглянусь назад и подумаю: "оно того не стоило", но пока я считаю, что аштанга йога – это здорово.  

            В заключении нашей встречи я хочу сказать: для меня большая честь и большое удовольствие быть здесь в Вашем Доме. Лучший совет, который я могу дать относительно практики – найдите способ получать удовольствие от нее. Иногда людям свойственно все усложнять. Покажите им, как получать удовольствие от йоги и они захотят заниматься этим всю жизнь.

К СОЖАЛЕНИЮ ЭТО ВСЕ - ДЭВИД ПОЕХАЛ В ДОМОЙ!

           

 

swenson&us

 

 

om

2009-2013©namaste-yoga